Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/web/web/vsevprok.ru/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 220 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/web/web/vsevprok.ru/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 Психология детей и подростков: особенности и нюансы » Полезные советы и статьи - Все впрок

Психология детей и подростков: особенности и нюансы


Когда на свет появляется маленький человечек – это счастье. Но радужные представления о маленьком карапузике, мирно копающемся в песочнице, или очаровательной принцессе с нежной улыбкой разбиваются вдребезги при первых же столкновениях с реальностью. Оказывается, что даже малыш, который еще не умеет сидеть – уже личность. И с течением времени эта личность все больше заявляет о себе, своих особенностях характера, желаниях и так далее. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, но обязательно происходит. Многие родители очень переживают по поводу, так называемого переходного возраста, но возрастная психология детей указывает на то, что таких периодов в жизни ребенка несколько.

Нам ровно год

Именно этот возраст является моментом начала осознавания себя самого. Малыш с удивлением начинает познавать окружающий мир и свою роль в нем. С этого момента он строит взаимоотношения с мамой, папой, бабушкой или дедушкой, другими людьми. Он прислушивается к собственным ощущениям и эмоциям и действует, сообразно им. Особенно остро в данный момент им воспринимаются тактильные ощущения, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы приятных прикосновений в его жизни было как можно больше. Объятия мамы, надежная поддержка папы, мягкая шерстка домашнего любимца, которого приятно гладить, нежное тепло солнышка и так далее. Впрочем, неприятные ощущения тоже полезны – они учат осторожности. Крапива «кусается», а огонь жжется, посторонний кот может царапнуть, а «встреча» с асфальтом грозит разбитыми коленками. Главное в этот период – с осторожностью знакомить его со всеми сторонами жизни, объясняя об опасности так, чтобы ребенок понял и осознал, что можно делать, а к чему лучше не лезть – психология детей и подростков утверждает, что основы осторожности закладываются именно в этот период.

Трехлетки – самый интерес

Это второй этап осознавания себя, как личности. Теперь к ощущениям добавляется другой способ познания мира – с помощью вопросов, поэтому и родители, и психологи называют этот период «почемучным». Маленькие почемучки хотят знать обо всем и обо всех на свете. «Почему светит солнце, почему трава зеленая, куда уходят спать слоны, кто делает тучки и как в них оказывается водичка?». Не отмахивайтесь от многочисленных «почему?», ведь именно сейчас закладываются основы доверия ребенка к родителям. Позже, подростком, он придет с уже куда более серьезными вопросами к тому, кто в детстве терпеливо отвечал на них. Дополнительно на этом этапе растет уровень самостоятельности – малыш все хочет делать сам, и это стоит поощрять.

Шесть лет – взрослеем понемногу

Более или менее гибким в плане восприимчивости «можно и нельзя» считается ребенок 5 лет – психология его уже прошла этап познавания мира и кризисный период 3 лет «я сам». Но шестилетки переживают следующий возрастной кризис – переход из состояния детсадовца к школьному обучению. Столь резкий в его понимании скачок к «взрослой жизни» может кого угодно выбить из колеи – вспомните свои ощущения, когда после техникума, училища или высшего учебного заведения вы впервые выходите на работу! Страшно? А для ребенка с еще толком неокрепшей психикой это настоящий шок. И самое главное для него сейчас – это поддержка самых близких людей – родителей, а также уверенность, что он справится с повышенной нагрузкой.

И вот – добрались до подростков

Позади сложная психология детей 6 лет, переживания, первая линейка и прописи. Какое-то время семья живет по накатанной колее – ребенок освоился в школе, научился строить дружеские отношения, приобрел много новых знаний и навыков. Но вдруг – как гром среди ясного неба – стал плаксивым, обидчивым, колючим, с резкими перепадами настроения. Вас можно «поздравить» - малыш вырос и плавно подъехал к этому «страшному» переходному возрасту. Впрочем, если до этого отношения с ребенком строились правильно и в итоге стали доверительными, основанными на взаимопонимании, то печалиться не стоит. Просто сядьте и поговорите с ребенком, как со взрослым. Объясните, что он уже не ребенок 4 года, психология которого, подразумевает полную зависимость от родителей, а почти самостоятельный человек. Но это подразумевает не только права, но и возрастающие обязанности. Что взрослый человек – это тот, кто полностью осознает свои поступки и действия, а также несет ответственность за них. Именно такой разговор еще больше укрепит доверие и приведет к гармонии отношений в семье.

Чем старше становится ваш ребенок – тем больше следует переводить родительские отношения на дружеские рельсы. Только так можно достичь взаимопонимания и быть уверенным в своем авторитете для него.


https://vsevprok.ru/detki/379-psihologiya-detey-i-podrostkov-osobennosti-i-nyuansy.html