Дети и деньги
Деньги – казалось бы, проза жизни: расчёты, подсчёты, счета. Но это совершенно не так. Тема эта весьма деликатна, касается порой и самых тонких струн души, и самого заветного и самого больного. По утверждениям психологов отношение человека к деньгам – не отдельная черта характера, а прямое отражение его отношения к себе, к окружающим. Проблемы, связанные с деньгами, оказывают серьёзное влияние на воспитание личности. Установки по поводу денег формируются в детстве, в семье.
Горький опыт… В молодой семье деньги делятся на «папины» и «мамины». И вот реплика любимца отца, пятилетней Аллы, у которой младшая сестрёнка отобрала книжку и собирается порвать её: «Папа, не забирай у Оксаны книгу, пусть она её рвёт, ведь это мама купила…» Или вот: « Отец не пьёт, зарабатывает немало, но чуть что не по его, не приносит домой, ни копейки. Вечно мать бегает по знакомым занимает – лишь бы дотянуть до своей получки. И постоянные попрёки, скандалы.
Во всех выше описанных ситуациях главным оказывается то, что все в семье «гребут в одну сторону» - дружно, согласно, каждый по своим силам. Складывалось это у некоторых не сразу и по-разному. У одних главным семейным бухгалтером становится мать. У других деньги поделены: у матери - на питание, у отца – на всё остальное. У третьих они могут лежать в одном месте, доступном для всех. А у четвёртых сразу после получки деньги распределяются по «статьям» или «фондам»: коммунальные платежи, продукты, бытовые нужды и т.д. Дети, наблюдая всё это, проецируют поведение родителей на себя в будущем. Поведение родителей, связанные с деньгами, оказывают серьёзное влияние на воспитание личности. Установки по поводу денег формируются в детстве, в семье.
Родителям важно определить свою позицию в следующих вопросах. Как научить ребёнка относиться к деньгам разумно и ответственно? Как вести себя, когда он что-то просит ему купить?
Вот ситуация: «Однажды я пошла в магазин с пятилетней дочкой. Там дочка увидела дорогие конфеты и стала их просить, капризничать. Некоторые покупатели возмутились: «Жалко купить ребёнку конфет? А ещё мать!» Я попросила дочку выйти со мной на улицу и посчитать деньги. Спокойно объяснила ей, что лишних денег у нас нет. Куплю ей конфет в другой раз.
Сейчас дочери уже 10 лет, и она когда идём в магазин, обязательно спросит: «Мама, сколько у нас есть денег, хватит их?»
Обязанность родителей – объяснить ребёнку, как важно научиться откладывать свои желания на какой-то срок. Ребёнок должен чувствовать, что взрослые разговаривают с ним на равных, считаются с ним, уважают его желание.
Абсолютно во всех семьях, которые добились хорошей организации семейного бюджета, характерно вот что: гласность (все знают, откуда и сколько денег в семье), участие всех, в том числе и детей, в распределении средств и полное взаимодоверие («все знают, где деньги лежат»).
Часто бываю со школьниками на экскурсиях. Обычно прошу ребят не брать собой лишних денег. И что же? Денег у детей всегда больше, чем нужно. Они стремились их истратить… На мой вопрос: «Зачем взяли так много денег?» Почти все ответили: к чему, мол их беречь.
Необходимо стремиться воспитывать у детей адекватное отношение к деньгам. Важно помочь им понять истинное значение денег, показать их место в ряду основных жизненных ценностей. Для того чтобы научить ребёнка тратить деньги, нужен соответствующий опыт. Финансовые проблемы семьи лучше обсуждать в присутствии детей, чтобы они понимали, на какие карманные деньги могут рассчитывать. Если это будет постоянная сумма, у ребёнка формируется свой бюджет, он учится сопоставлять доходы с расходами.
Уже с детства у человека складывается своя система расходования денег. Одни дети, получив деньги, сразу что-то покупают, другие - предпочитают копить. Родителям следует понаблюдать за действиями ребёнка, дать ему полезный совет.
Родители могут использовать деньги для поощрения детей, но для наказания и подкупа – ни в коем случае. Не следует лишать их карманных денег за провинность, обещать заплатить за послушание или хорошие отметки. Часто родители используют деньги для того, чтобы управлять ребёнком: поощрить или наказать, обласкать или обидеть, что недопустимо.
Многих современных родителей беспокоит проявление детьми потребительского взгляда на мир. Дети живут за счёт родителей до 20 лет и дальше привыкают тянуть с них. И порой удивительно, с какой бездумностью дети требуют (не просят, а требуют) денег. И родители дают. Иногда работают на двух, трёх работах, чтобы их детки ни в чём не нуждались. А если родители отказали в деньгах своему дитяти, то он набирает номер социальных служб или «телефоны доверия» и слёзно сообщает, что родители его не любят, хоть из дому уходи…»
Вот это – страшно. Дети у нас и так поставлены в положение иждивенцев. Это не их вина. Попрекать их за это («Заработай сначала, а потом трать») – низость, но поощрять иждивенчество, усугублять его беззаботным, безудержным потребленчеством – преступление. В определённой степени изменить ситуацию поможет включение детей уже с семи – восьми лет в обсуждение бюджета семьи. В процессе совместного планирования доходов и расходов они учатся сопоставлять возможности семьи со своими потребностями, ощущают за собой право голоса в решении семейных финансовых проблем, приобретают полезный жизненный навык.
Долг родителей – так поставить в семье дело воспитания, чтобы деньги, прежде всего, воспринимались как мера труда, позволяющая получать те или иные блага.