Подростковый возраст, основные трудности
Трудности переходного возраста связаны с психологической перестройкой человека, переходом его от детства к взрослой жизни. Прежде всего, это проблемы полового созревания и неустойчивого настроения. В этот период подросток требует внимания взрослых, которые должны предельно внимательно и осторожно помочь ему преодолеть эти годы.
Подросток в кругу сверстников
Взаимодействие подростка со своими сверстниками – центр его интересов. Он большую часть дня проводит время в школе в окружении товарищей. С течением времени отношения между детьми переходят с уровня поведения в младших классах на уровень межличностного общения в старшей школе. В этот период ребенка начинает волновать положение, которое он занимает в кругу своего общения. Он необязательно хочет быть лидером, это может быть статус хорошего друга, авторитета в какой-то области. Например, все признают, что он лучше всех в классе знает математику или играет в футбол.
Ребенок в этот период начинает остро воспринимать свои недостатки, которые мешают ему занять желаемое положение в этом обществе, бояться неудач и общения с окружающими людьми.
Подросток в кругу взрослых
Основная причина проблем в общении со взрослыми – это непонимание последними внутреннего мира подростка, чаще даже нежелание его понять. Ребенок, проходящий переходный возраст, взрослеет. У него меняется мировосприятие, мотивы поступков, причины эмоций, ценности. Взрослые, родители и учителя, должны разобраться в происходящем и отойти от «детских» форм контроля. В этот период подросток становится взрослым и желает, чтобы его таковым воспринимали.
Подросток в школе
В процессе переходного возраста обычно наблюдается снижение успеваемости подростка. Какое решение проблемы? Здесь нужно понять одно: подход младших классов не актуален. В младшем возрасте подтянуть учебу можно с помощью дополнительных занятий, а это, в свою очередь, повысит уровень общения школьника со сверстниками. У подростков этот принцип действует наоборот: решение проблем межличностного общения с окружающими приведет к восстановлению успеваемости. Очень важно и правильно мотивировать подростка: он должен стремиться не к хорошим оценкам, а к знаниям. Он должен определить свой круг интересов отдельными областями, а хорошие оценки вернутся сами собой.
Преодолеть все проблемы переходного возраста подросток может только с помощью родителей и учителей, которые должны разобраться в ситуации, помочь ему разрешить все психологические проблемы, вызванные процессами полового созревания, становлением межличностного общения и взросления в целом.