Учим малышей сочинять стихи
Известно, что самое качественное обучение детей младшего возраста происходит в игровой форме. Написание простейших стихов необычайно плодотворно. В этих не требующих никаких материалов занятиях для начинающих поэтов развивается мыслительный процесс, правильность речи, образное мышление, память. С чего начинать.
Разберём индивидуальные упражнения. Прочитаем несколько ярких, образных и коротких стихов.
В детской литературе их достаточно. Пример написания стихов:
Не любит медведь, когда пчёлы летают:
Они его больно за уши кусают.
И пчёлок не сможет медведь одолеть,
Ему остаётся лишь сильно реветь.
Выберите и зачитайте для тренировки несколько стихов известных детских поэтов.
Прочтя эти произведения, следует предложить малышу найти рифму, например, к слову «снег». Если возникают затруднения, можно предложить наводящие вопросы: «Что ты испытываешь при виде веселого клоуна?» Конечно, он скажет: «Смех». Добавим ещё вопрос: «А что мы видим сверху на куртке?» Ребенок ответит: «Мех». Берём фломастер и на чистом листе выписываем рифмы: «снег», «смех», «мех», «всех». Задаём малышу вопрос о том, какие из этих слов ассоциируются у него с зимой? Через некоторое время мы услышим от него описание зимних игр, где рядом окажутся перечисленные слова «мех», «снег», «смех», «всех». Можно перейти к созданию маленького стишка:
На улице выпал… снег (начало строчек произносите вы, а окончания говорит ребенок).
На куртке моей… мех.
Снег вызывает у… всех.
Только весёлый… смех.
Порадуемся с ребенком успеху и обязательно скажем, что он уже начинающий поэт. Следует завести тетрадь для записей его первых стихов. Малыш может нарисовать к ним яркие иллюстрации. Следует сохранить эти милые стихотворные опыты в семейной памяти.
Важно, что в подобных упражнениях нет условностей, детской фантазии представляется полная эмоциональная свобода. Для простых двухстрочных стихов не требуется талант, а результат — неоценимый. Регулярные занятия в простейшем стихосложении приучат ребёнка вслушиваться в слово, отыскивать рифму и получать от этого эстетическое удовольствие. В его речи появится четкость, художественность, обогатится словарный запас. Постепенно он научится точнее выражать свои мысли, станет более коммуникабельным и свободным в общении. Эти стихотворные игры могут стать весёлой семейной традицией. А там недалеко от первых стихов, до детских конкурсов поэзии, которые сейчас достаточно распространены в Интернете.
Обязательным условием остаётся постоянное чтение хорошей детской литературы и, в частности, стихов. Для чтения стоит выбирать стихотворения, в которых авторами предлагается простой выбор между добрым поступком и злым, ложью и правдой, равнодушием и любовью.