Целесообразность наказания в процессе воспитания ребенка
Метод поощрения и наказания является очень старым, распространенным и вместе с тем весьма действенным. Нежелательные последствия для человека вызывают в его сознании алгоритм общественно подобающего поведения в значительно большей степени, нежели возможность получить поощрение. Другими словами наказание является мощнейшим фактором влияния на формирование поведения у детей, а также регулирует социальное взаимодействие у взрослых. Конечно лучше все делать правильно сразу, чем потом переделывать, да и не всегда получается, ведь характер уже сформированного человека изменить без его искреннего и сильного желания не представляется возможным. Именно поэтому основу будущего стержня личности закладывают родители, в период примерно до шестилетнего возраста, в основном посредствам личного примера, хотя немаловажную роль отыгрывает их реакция на нежелательное поведение ребенка.
Наказание в большинстве случаев представляется в глазах родителя как жестокий, негуманный, но вместе с тем, необходимый метод реагирования. Даже само это слово может вызывать у нас неприязненные ощущения. Однако суть и цели правильного процесса воспитания являются вполне нормальным процессом, корректирующим правильную социализацию ребенка. Для начала нужно определить чего в процессе воспитания делать нельзя: бить ребенка, сильно повышать голос (кричать), жестоко наказывать за незначительные провинности, показывать его недостатки перед другими членами семьи, его друзьями.
Основной задачей наказания является неотвратимое наступление нежелательных последствий для ребенка в ответ на его неадекватное поведение и закрепление на основе этого связей в сознании для дальнейшей полноценной жизни в обществе.
Следовательно, наказывать ребенка нужно сразу, при этом обязательно убедиться, что он однозначно понимает за что его наказывают. Сам процесс наказания должен быть неприятен и нежелателен, но не травмирующим психику. Идеальный вариант – ограничить на небольшое время интересы ребенка: ограничить его время (отправить в его комнату, или на место для непослушания), ограничить телепередачи или игру с друзьями в этот день. То есть ребенок должен понимать, что он лишен того, что он любит из-за своего неприемлемого поведения. Естественная реакция – протест, способ повлиять на родителей, чтобы отметить свое наказание. Здесь важно, чтобы оно было обязательно неотвратимым и длилось не более, чем заявлено родителями, время наказания конечно можно снизить, но только прилежным поведением ребенка и никак иначе.
После окончания ограничения, родители должны спросить ребенка понял ли он, что это было за его проступок, и вынес ли он урок. Целесообразно обнять его и показать, что родители его любят и процесс наказания не их прихоть, а необходимая реакция на проступок. Таким образом психика ребенка не травмируется, он учится регулировать свое поведение, не делая самому себе хуже, формируется уважение к общественной морали.