Мода и стиль: в чем отличия?
Время изготовления любого предмета можно определить по общности художественных признаков, присущих архитектуре, изобразительному и прикладному искусству той или иной эпохи. Каждая эпоха характеризуется приверженностью к определенным тектоническим формам, колориту, масштабности, пропорциям и т.п. Этот устойчивый характер формальных средств художественной выразительности называют стилем эпохи.
Слово «стиль» появилось в античный период и первоначально не имело никакого отношения к искусству. Так называли костяную или металлическую палочку, которая использовалась в Древней Греции и Риме для письма на дощечках, покрытых воском. С обратной стороны стиля имелась лопаточка или шарик для стирания ненужных записей.
С началом производства бумаги в Европе такие палочки перестали применяться, а словом «стиль» стали обозначать литературную манеру изложения. С течением времени это слово приобрело еще несколько смысловых значений.
Под стилем в искусстве понимается исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейного содержания искусства эпохи /1/.
Основное условие образования стиля – единство мироощущения и средств его выражения. К факторам, влияющим на формирование стиля, относятся: общественно-экономические отношения, преобладающие философские идеи, мировоззрение, эстетический идеал эпохи, уклад жизни, природно-климатические условия, обычаи и др. Исторические события также оказывали влияние на формирование стиля. Примером может служить героический стиль Древней Греции, который сложился после победы греков в Греко-персидских войнах. Здесь художественными средствами прославляли человека-героя: сильного, смелого, имеющего красивое тренированное тело. Костюм греков только слегка подчеркивал формы фигуры, не искажая их. Тех же тенденций придерживалась и обувь: она была легкой, оставляла открытой наиболее подвижную часть стопы – пальцы.
Историю Западно-Европейской культуры можно условно разделить на отдельные периоды, характеризующиеся господством того или иного художественного стиля /2/:
- античный (Древняя Греция – XI - I вв. до н.э., Древний Рим – VIв. до н.э. – Vв. н.э.);
- византийский (IV – XV вв.);
- романский стиль (IX – XI вв.);
- готический стиль (XII – XIV вв.);
- стиль ренессанс (эпоха Возрождения, XV – XVI вв.);
- барокко (XVII в.);
- рококо (XIII в.);
- классицизм (конец XVIII века);
- ампир (первое тридцатилетие XIX века);
- бидермайер (1825 – 1850 гг.);
- псевдорококо (1850 – 1870 гг.);
- позитивизм (1870 – 1880 гг.);
- модерн (конец XIX - начало XX).
Продолжительность стиля зависела от темпов прогресса в обществе: в древности он мог продолжаться в течение нескольких веков, а с наступлением эры научно-технического прогресса – всего несколько десятилетий!
В отличие от стиля, мода – явление временное: иногда она длится всего один сезон!
Мода – временное господство тех или иных эстетических вкусов в обществе. На ее развитие влияет закон подражания.
Мода всегда развивается в рамках какого-либо стиля, распространяясь на наиболее подвижные его элементы, не затрагивая основ. Например, если для стиля рококо характерна высветленная гамма цветов, то мода акцентировала внимание то на зеленоватых, то на голубоватых оттенках, но общее направление – светлые цвета - оставалось!
В современном мире словом «стиль» характеризуют направление в художественном решении элементов предметной среды, причем стиль так и называют «современный». В предыдущие эпохи стиль распространялся на все элементы вещной среды и общие закономерности наблюдались и в архитектуре, и в костюме, но с XX века картина меняется: в костюме – одни, в окружающей человека среде – другие стилевые направления. Это связано с научно-техническим прогрессом и многообразием деятельности современного человека.
В предметной среде, в т.ч. архитектуре, выделяются пять основных направлений или стилей:
- нормальный (основа – «коробка», т. е. параллелепипед – типовые дома);
- ступенчатый или стиль «небоскреб» (исторические небоскребы Нью-Йорка и сталинские многоэтажные дома);
- каплеобразный (автомобиль «Победа» и др.);
- конусообразный;
- скульптурный (здания, построенные по индивидуальным проектам - кинотеатры, цирки и т.п.).
В современном костюме выделяют следующие стили:
- классический (в том числе – деловой);
- фольклорный ( в том числе «кантри», «деревенский», «этнографический»);
- романтический (в том числе – «сафари», «милитари», «вестерн», «ретро»);
- спортивный;
- джинсовый;
- бодифэшн.
Мода вносит изменения в цветовую гамму, конструкции, декор изделий, но при этом сохраняется главное: идея образа, создаваемого изделием.
Например, изделия классического стиля – традиционны по форме и конструкциям, отличаются четкостью линий, строгостью и лаконичностью декора, сдержанностью цвета. Для спортивного стиля характерны динамичные формы и линии, яркость цветовых сочетаний, удобство и комфорт, простые геометрические элементы в декоре.
Коко Шанель говорила: «Мода проходит, а стиль - остается!» В этом – главное отличие!